miron_m ([info]miron_m) wrote,

Неделю назад вскользь поучаствовал в обсуждении книжки «Выбраковка»: http://temniykot.livejournal.com/82359.html

Достаточно упрощенно идеи, высказанные в ней (как они понимаются большинством читателей) можно описать так:

Создается некая организация, которая будет «выбраковывать» подонков, негодяев и уродов всяких мастей. Сами выбраковщики тоже к сожалению особой моральной красотой не отличаются и через энное время работы сходят с ума и их выбраковывают.

Но в стране зато царит порядок, экономика развивается, а нормальные люди живут спокойно.

 

Приведу цитату:

 

...«Какой разумный термин – «враг народа», – думал Валюшок, выводя свой виртуальный автомобиль на прямую и давая полный газ. – Ведь действительно, любой, кто нарушает права личности, – это именно враг народа, всего народа в целом. Неважно, кража или грабеж, в любом случае это насилие, посягательство на территорию человека и его внутренний мир. И тот, кто сознательно решается на преступление… Его обязательно кто‑то научил, что такое возможно. Какой‑то ублюдок. Какой‑то мерзавец. Верное было решение – давить уродов, давить, чтобы не могли они больше размножаться и плодить себе подобных...

...конечно, наши порядки не очень‑то согласуются с Декларацией прав человека, – вещал Гусев. – Но зато в Союзе можно по‑человечески жить. Совершенно без страха. Думаешь, почему наш режим так люто ненавидят все правительства мира, кроме совсем уж тоталитарных, а мы с ними по‑прежнему выгодно торгуем, науку вместе делаем, экспедицию на Марс готовимся запускать? Да потому что любой, кого хоть раз ограбили на улице, кому хоть раз ни за что ни про что дали по физиономии… В этот момент, сжимая кулаки или утирая слезы, он мечтал переселиться в Союз, где такого не бывает в принципе. Нас давно бы стерли в порошок, даже ценой ядерной войны. Но общественное мнение не позволяет. Сколько ты его телевизором ни потчуй, сколько ни капай на мозги – люди хотят, чтобы Союз был. Хотя бы как недосягаемая мечта, как символ. Мы фактически реализовали утопию, Леха. Мы почти уже построили безопасное общество. Мы! Мы это сделали, понимаешь?

 

Я в это не верю.

Мой вариант спасения России.

 

Мне кажется, что главная беда высказанных идей в том, что в выбраковщики хотят пойти все, а вот оказаться вдруг выбракованным не хочет никто.

Какие люди будут выбраковывать? Ведь это очень большая власть – выбраковка. В восьмидесятые девяносто процентов населения с подозрением относилось к милиции. Прокуратуре не доверяла только треть населения, а суду всего десять процентов.

К концу девяностых прокуратура и суд сумели догнать славную милицию.

 

А вы говорите выбраковка.

Опричники двадцать первого века – не более.

 

Да и даже если вдруг грянет гром и случится чудо, если вдруг в выбраковщики возьмут только хороших, умных людей, то разве решит это проблему?

Думаю -  нет.  И вот почему. Посмотрите вокруг. Все мы мыслим по-разному. Многие поступки безусловно честных и умных людей мне непонятны, пугающи, странны, противны и вообще просто неприемлемы. Мы с этими людьми просто смотрим на мир под разным углом. Мы можем быть друзьями, но в другом мы – непримиримые враги.

Потому что разные.

Замечательный пример Мир Полдня Стругацких. Особенно книги «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер».

Ни одного отрицательного персонажа.

Но разве там отсутствует конфликт? Убийство? Непримиримая вражда?

 

Вспомним гражданскую войну. Разве не шел брат на брата только из-за разности взглядов? Несхожести мыслей и идей?

 

К сожалению даже самые лучшие люди совершенно по-разному понимают добро и соответственно по-разному понимают кто является подонком, нелюдью, мразью, кого, наконец, надо выбраковывать?

 

Это лишь немногие доводы против выбраковки.

 

Впрочем стыдно критиковать, не предложив ничего взамен.

 

Итак, хотя бы общие на мой взгляд действия, которые нужны современной России.

 

Начать нужно с судебной системы.

Почему?

А потому что хреново она функционирует.

Представьте на миг, что ЛЮБОЕ беззаконие, любое нарушение ваших прав власть имущими, власть имеющими может быть обжаловано в суд. Что судебное разбирательство будет быстрым, грамотным и справедливым. Что виновные будут наказаны, вред возмещен, а ваши права восстановлены?

Весь государственный механизм заработает как часы, если судебная система будет действовать как надо.

А нужно то на самом деле всего ничего.

Чтобы судьи не взятничали и не относились халатно к своим обязанностям и были достаточно юридически подготовлены.

Все.

 

Как это сделать?

Это, конечно, много сложнее. Нужно как-то отрегулировать систему отстранения судей от должности. Можно попробовать это организовать через деятельность квалификационных коллегий судей, которые нихрена не действуют. Нарушил кодекс судейской этики – пошел вон.

Механизм такой наладить вполне реально. Достаточно приложить волевое усилие. Например поручить проводить проверки деятельности судей комиссиям судей из других регионов.

 

Нужно наладить нормальный механизм уголовного преследования судей, замешанных во взяточничестве. Может быть посредством создания службы собственной безопасности при ВС РФ, ВАС РФ.

 

Количественно и качественно улучшить состав судей.

Количественно – очевидно, что для нормального всестороннего рассмотрения дела у судьи должно быть больше времени на внимательное изучение его материалов. Следовательно нужно уменьшить нагрузку на каждого судью, путем увеличения общего числа судей – особенно это относится к судам первой инстанции.

 

Качественно – в случае отмены решения суда вышестоящей инстанцией необходимо проводить расследование – отчего принято незаконное решение. По результатам проверки ставить вопросы перед квалификационной коллегией судей о профпригодности.

Приоритеты для занятия судейской должности д.б.:

1)      Порядочность, честность.

2)      Юридическая грамотность.

 

Причем порядочность все же на первом месте. И с нею естественно сложнее. Тут опять же – никакого грубого, пренебрежительного, равнодушного отношения к делу. Надо наконец внушить мысль судейским, что они не боги, не цари, а государственные служащие. И цель их – вершить правосудие.

 

Нужно ужесточить до безобразия процедуру сдачи квалификационных экзаменов и иные этапы вступления в должность судьи. Никакого взяточничества, никакого местничества. Про юридическую грамотность – принимаешь абсурдные решения – пока-пока.

 

То же (количественно и качественно) про помощников и специалистов судов. Особенно про помощников.

 

Соответственно и ужесточение уголовного наказания за взяточничество.

 

Да косвенно значительно бы сказалось на законности всей системы, если бы в законе была установлена четкая денежная сумма, которую обязано выплатить государство, муниципалитет в случае принятия их органам, должностными лицами незаконных решений.

 

Это только самое очевидное в судебной системе.

 

Что же касается всего государственного механизма…

В самых общих чертах – нужно создать систему порядочного (правового – да, но еще и порядочного) государства.

Пока что все благие идеи от петровских, александровских реформ, до коммунизма были извращены, опошлены и изгажены преемниками.

Как-то нужно создать САМОПОДДЕРЖИВАЮЩУЮСЯ систему. Что бы государственный механизм стабильно в постоянном режиме замещался порядочными, умными людьми. Это, конечно, много сложнее.

 

Но ведь можно поробовать.


  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

[info]torondir

November 22 2006, 01:28:53 UTC 5 years ago

Знаешь, сломать человеческую природу и отучить судей брать взятки мне видится более утопичным, чем нахождение объективной группы выбраковщиков. Я за выбраковку. Тем более, что делать её нужно не только по критерию нарушения человеком закона.

[info]miron_m

November 26 2006, 15:45:05 UTC 5 years ago

Беда в том, что если поставить выбраковывать тебя или меня, то наш список выбракованных будет разным. А чей список лучше? Кому решать.
Да и на мой взгляд слишком большая власть тогда оказывается в руках ограниченной группы людей.

[info]angadan

November 22 2006, 02:47:26 UTC 5 years ago

По сути ты предлагаешь:
а)Создать своеобразную, более мягкую и упорядоченную версию системы выбраковки.
б)В основе - порядочность, качество, которое можно только воспитать, а не проверить.
в)Усиление и расширение бюрократического аппарата, основанное на той же виртуальной справедливости, мол нужен некто заведомо честный, который будет за всем следить.

Я не читал "Выбраковку", но примерно из услышанного понял следующее. Не важно, кто и по какому признаку проводит выбраковку, она не основа справедливости вовсе, она - основа стабильности в обществе. В системе самое важное - именно стабильность. И, не знаю как в книге, но полагаю народ по большей части действительно был доволен. Самоподдержка такой системы состоит не в объективности выбраковщиков, а в их наличии и целенаправленном действии. Они могут вырезать всех чернокожих и проблема рассизма в обществе исчезнет. Несправедливо? Да. Эффективно? Тоже да.

На самом деле главный гвоздь проблемы, та самая задача о курице и яйце. Чтобы все было в порядке нужна справедливая система, а для этого в нее надо порядочных людей, но их можно воспитать только в справедливой системе. Поэтому государства не парятся и устанавливают любую систему, и следят за тем, чтобы она работала, а не была справедливой.

А это так, для посмеяться.
http://xakzor.narod.ru/humour/danya/22.html

[info]miron_m

November 26 2006, 16:12:39 UTC 5 years ago

Подробней про - нет не план, а так задумку, идею, пожелание, мечту - смотри ниже в моем комментарии.
В основе системы - жесткий критерий правомерности - неправомерности, а также неотвратимость наказания.
Усиление, но не расширение бюрократического аппарата. Если и расширение, то небольшое.
В первую очередь качество: человеческое и техническое оснащение системы. Во вторую количество.

Насчет стабильности системы - думаю ты совершенно прав.
Однако, стабильность является решающим фактором в механической системе. Например, в часах нет ничего важнее стабильности.

Для социальной же системы существует еще один критерий.
Развитие. Динамика.
Если государство перестает развиваться - оно умирает.
Пример - СССР периода застоя. Очень стабильная, но умирающая система.
Так и выбраковка - орна создает стабильность, но она через некоторое время становится застойной. Опричнина не способствует развитию общества.

Кроме того я искренне считаю, что государство для людей, а не наоборот.
Значит нужно делать его лучше. Одной стабильности здесь, к сожалению, мало. Иначе мы приходим к наплевательству, безразличию, т.е. нас самих уже в принципе можно отправлять в топку выбраковки.

Лишние люди становимся.
Неправильно это.

[info]engl_braggison

November 22 2006, 03:24:04 UTC 5 years ago

У меня только один вопрос: как оградить коллегию от воздействия самих судей. Ведь именно это обеспечит независимость решения.

[info]miron_m

November 26 2006, 16:14:29 UTC 5 years ago

Сложный вопрос. Думать и думать над ним.
Пока что могу робко предложить такие идеи:
1) Территоральная разделенность. Т.е. проверяет действия судей одного региона судьи из другого.
2) Материальная незаинтересованность и ответственность.

[info]temniykot

November 22 2006, 13:22:25 UTC 5 years ago

Не согласен. Как раз судебная система, ИМХО, сейчас вполне на уровне. По крайней мере арбитраж, где я бываю регулярно. Сейчас проблема заключается в:
а) сильном влиянии бизнеса на законодателей (яркий пример - закон "О связи" и подзаконные акты к нему, направлены на усиление действующих монополистов; второй пример - реформа энергетики);
б) слабости исполнительной системы - от милиции до других государственных служб. Причина этой слабости заключается в основном в том, что нет сильной политической воли центра. А выбраковка (АСБ) как раз и есть зримое воплощение сильной воли.

[info]miron_m

November 26 2006, 16:40:03 UTC 5 years ago

Я не претендую на безоговорочную истину.
Любая истина должна проверяться в спорах.

Мне довелось столкнуться с несовершенством судебной системы. Причем именно арбитража. Может быть я все слишком болезненно воспринимаю. Может быть я сам слишком некомпетентен.
Но мое представление о справедливой системе не сочетается с действующей. По крайней мере в моем регионе. В общей юрисдикции, говорят, все еще хуже.
Пока все это не будет работать, как налаженный часовой механизм потуги сделать нормальное государство так и пропадут втуне. Отсюда и пост.
а) Как влияние бизнеса на законодателей - спешные поправки в водный кодекс - что бы можно было провести трубу по берегу Байкала.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев т/с.
Да и лично я не понимаю линию на ограничение избирательного права: сначала убрали кандидата против всех, теперь пороги явки на выборы.
Тут я честное слово - не знаю что делать. Темб более с такой ситемой выборов.
Как-то реформировать - но как?
Задача для серьезных размышлений.

б) Тут все проще. Чистки и личная ответственность всех чинов. Качественное: человеческое и техническое, а также количественное улучшение системы.
Курс на усиление уголовного преследования за преступления в сфере экономики. Все эти недружественные слияния и поглощения и прочее - прочее.
Но сначала - чистки.
Не могу сказать, что сильно сталкивался с ними - и слава Богу - но прогнило что-то в наших правоохранительных органах.
И попахивает даже похуже, чем попахивало мочей и еще чем-то в РУВД некоего района в которое мне довелось подавать заявление о преступлении (опять же хорошо что не я потерпевший).
Серьезные сомнения в эффективности вызывает внешний облик нашего милиционера.

Прокуратура занята и наверное многое делает.
Но нет доверия к ней.
Надо на мой взгляд в правоохранительных органах менять состав. А это очень дорогостоящее мероприятие.
Поэтому я и предлагаю хотя бы судебной системой сейчас хоть как-то заткнуть дыры в остальных ветвях власти.



[info]miron_m

November 26 2006, 15:58:59 UTC 5 years ago

Как видно из комментариев я не верно выразил свою мысль.

Попробуем нарисовать такую схему, помните, как раньше - сначала социализм потом коммунизм:
1) Сначала право. Т.е. достаточно четкие критерии определения правомерного и неправомерного поведения. Т.е. - построение правового государства.
2) Затем уже такие категории, как мораль, нравственность, естественное право. Или быть может построение естественно - правового государства, когда само понятие закон отомрет. Утопично, конечно.
Это была общая программа.
Конкретная - реформирование ветвей власти.
Мне представляется - что во - первых это судебная система, как достаточно эфективный регулятор.
Потом неплохо бы деньги уже забабахать в производственный сектор - там легкую, тяжелую промышленность, высокотехнологичные отрасли.
Потом все остальнео постепенно.

Причем строить все на правовых основах. Т.е. такие критерии, как порядосноть - несомненный плюс, но понятия они, конечно же, оценочные. Поэтому для начала взяться за вариант: нарушил закон - получи по сусалам. Особые критерии для власть имущих - так для судей - ужесточить нарушение кодекса судейской этики.

Потом в далеком перспективном будущем - мораль и нравственность. Пока - закон.

Я отлично понимаю, что все это сложно, утопично и сложнодостижимо.
Но почему нас должны пугать трудности?
Понятно, что проще взять и начать, как в 37 всех подряд ставить к стенке. Что ж меньше негодяев стало что ли? Нет не стало. Поэтому нужно пытаться имеющимися рычагами действовать.
Это сложнее.
Но почему бы нет?
У нас куча научных заведений, комитетов, комиссий - в течение года предложить разработать комплексную действую программу. Поставить на научный подход. И принять действенные шаги.
Делать надо.


[info]miron_m

November 26 2006, 16:03:50 UTC 5 years ago

А еще Образование.
В первую очередб образование.
Ведь это та система, которая делает настоящих людей.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…